Джаганна́тха (санскр. जगन्नाथ, «Владыка Вселенной») — это мурти или божество установленное в городе Пури штата Орисса, которого почитают с очень древних времен, как Вишну, Кришну, Шиву, Бхайраву, Кали, Джинапатха. Ему поклоняются вместе с Баларамой и Субхадрой.
История Джаганнатха начинается с царя Индрадьюмны и его желания увидеть Господа.
В поиске изначальной формы Господа, Нила-Мадхавы, был найден вождь племени — Вишвавасу, поклоняющийся этой форме в большой тайне. Но, к сожалению, царю так и не удалось увидеть Нила-Мадхаву.
Однако царь Индрадьюмна получил свыше веление построить храм. Так был основан город Пури и возведён величественный храм.
Затем Джаганнатх объявил царю, что Он пребывает в форме Дару-Брахмана — бревна калпа-врикши (древа желаний из духовного мира), которое нужно было найти. Это дерево смог поднять только сам Вишвавасу, к тому времени получивший новое рождение.
Создателем мурти стал архитектор и скульптор богов Вишвакарма — единственный, кто мог изваять божество. Но его условие — не входить в храм до окончания работ, было нарушено. Так три божества Джаганнатха, Баладева и Субхадры остались незаконченными — без рук и стоп.
Царь решил, что его жизнь не может продолжаться дальше. Тогда ему вновь явился Владыка Вселенной. Джаганнатх сообщил царю, что на то была Его воля, и формы божеств должны оставаться именно такими, хотя по желанию и могут быть дополнены золотыми или серебяными руками и ногами.
Есть также и сакральная история о том, как Нарада видел Владыку Вселенной в облике Джаганнатха. Этот образ был явлен в Двараке во время рассказа Рохини Деви о жизни Кришны во Вриндаване. Подслушав эту историю, Кришна, Баларама и Субхадра испытали особенные духовные эмоции, и их тела изменились. Конечности вытянулись, а глаза широко раскрылись. Именно этот облик был увиден Нарадой.
Праздник Ратха-Ятра
Сам праздник начинается задолго до дня ратха-ятры (праздник колесниц), когда божества приезжают в храм Гундича, остаются в нем на неделю, а затем возвращаются обратно.
Снана-ятра – день омовения. Один раз в году божества омывают. После омовения божества заболевают на 15 дней. В это время их старательно лечат, применяя секретные снадобья.
Нава калевара – смена старого деревянного тела на новое. Ритуал перерождения происходит каждые 8, 12 или 19 лет. Последняя смена произошла в 2015 году. Это особый ритуал включающий множество сакральных таинств.