Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
ЙОГА ЗНАНИЯ, ДЕЯНИЯ И ОТРЕЧЕНИЯ
Всевышний сказал:
«Сию мудрость Я возвестил Вивасвану,
И вечную Йогу царь Солнца познал.
Затем Вивасван передал знанье Ману.
От Ма́ну царевич Икшваку узнал. (1)
И так принимая один от другого,
Цари-мудрецы узнавали про Йогу.
Но много воды с той поры утекло,
Аскеза и Йога забыты давно. (2)
То древнее знание Йоги безценной
Я ныне, Арджуна, тебе возвещаю.
Ты – друг Мой, и предан Мне самозабвенно,
А в знании том – высочайшая тайна». (3)
Арджуна сказал:
«Поздней Ты родился, и возрастом младше,
А бог Вивасван от рождения старше.
И как понимать утвержденье такое,
Что Ты передал богу знанье благое»? (4)
Всевышний сказал:
«Арджуна, ведь много различных рождений
У нас было прежде и много свершений.
Я помню рождения прошлые все,
А ты их забыл, и не помнишь совсем. (5)
Я – Дух Нерождённый, и в теле нетленном.
Но хоть и Владыка существ во вселенной,
Природу свою Я преодолеваю,
И внутренней силой Себя воплощаю. (6)
И так, всякий раз, как слабеет духовность,
И жизнь на Земле наполняет греховность,
Когда зло и кривда в миру возрастают,
Я сам нисхожу, и себя созидаю. (7)
Чтоб благочестивых спасти от злодеев,
Добро утвердить, истребить лиходеев,
Вернуть справедливость, закон и любовь,
Я в каждой эпохе являюсь здесь вновь. (8)
Кто истинно ведает вышние тайны
Чудесных рождений Моих и деяний,
Тот, тело оставив, опять не родится
И в Царство Моё навсегда возвратится. (9)
Так многие через аскезы и знанья
Достигли божественного состоянья.
Оставив влечения, страхи и гнев,
Мой кров обрели, разуменьем прозрев. (10)
Какое у них отношенье ко Мне,
Такая любовь и в Моих отношеньях.
Все люди, Арджуна, на этой Земле
Стезёй Моей следуют в жизни свершеньях. (11)
Желая добиться удачи в деяньях,
Богам поклоняются жертв возлияньем.
Так всякий, живущий в мирах человеков,
Достичь может быстро в деянье успехов. (12)
Четыре сословья в общинном устройстве
Созда́л Я согласно делам и их свойствам.
Но хоть и Творец Я общественных зданий,
Знай, Я – неизменно вне всяких деяний. (13)
Деянья никак на Меня не влияют,
И действий плоды никогда не прельщают.
Кто знает Меня так, в ученье подкован,
Свободен в делах, и плодами не скован. (14)
С таким осознаньем дела совершали
И в древности те, кто спасенье стяжали.
Ты так же, как предки, дела совершай,
И в лад их примерам святым поступай. (15)
Что важное дело, а что ерунда? –
Смущается даже мудрец иногда.
Теперь возвещу о природе деяний
И так ты спасёшься от бед и страданий. (16)
Всё хитросплетенье деяния сложно,
Однако постичь его тайну возможно.
Пойми, что есть действие, что есть безделье,
А что запрещённое дело до нельзя. (17)
Разумен, кто видит бездействие в деле,
И действие видит во внешнем безделье.
Хотя и свершает деяния телом,
Живёт в единенье духовном всецело. (18)
И если, деянья свои начиная,
Свободен в стремленьях, услад не желая,
Во пламени знанья плоды все сгорают,
И мудрым его ведуны нарекают. (19)
Отринув привязанность к плоду деянья,
Доволен всегда и свободен в сознанье.
Хотя постоянно дела исполняет,
Воистину, он ничего не свершает. (20)
Направив сознанье под крыльями мысли,
Без чувства владенья, стремится он к выси.
Летит только телом, как вольная птица,
И ястреб греха его крыл сторонится. (21)
Довольствуясь тем, что само выпадает,
Паря над двоякостью, зависть сражает.
Он счастлив всегда – и в успехе, и в крахе,
И, в Свет воспаряя, не падает в страхе. (22)
В свободном полёте, без тени влеченья,
С умом, погружённым в святые стремленья,
Как жертву для Бога вершит он деянье,
И жертвенный плод превращается в знанье. (23)
Ведь Брахман есть жертва, и Брахман есть масло,
И Брахман – огонь, в коем Брахман свершает.
Деянье, что Брахману так сопричастно,
Творить до́лжно, – в Брахман оно погружает. (24)
Иные же чествуют разных богов,
И жертвуют им подношенья даров.
А прочие Йогу вершат в тишине,
Творя её в высшем духовном огне. (25)
Иные приносят свой слух или вкус,
Как жертву в огне обуздания чувств.
Иль свойства предметов, как звук или цвет,
Мне жертвуют, дав отреченья обет. (26)
Иль действия чувств на огне обузданья,
Иль действие силы в задержке дыханья,
Иль в пламени Йоги мышленье сжигают,
И тем совершенное знанье стяжают, (27)
Иль жертву богатства, иль подвигов жертвы,
Иль Йогу вершат, избавляясь от скверны,
Иль жертву священного Вед изученья,
В суровых обетах ища озаренья. (28)
Иные, способные к сил удержанью,
Задержат движенье потоков дыханья,
Иль жертвуют выдох с задержкой на вдохе,
Иль жертвуют вдох, сократив свои лёгкие. (29)
Воистину, все они знают суть жертвы,
Их жертва спасает творенье от скверны.
Отведав нектар пло́да жертвы заветной,
Возносятся в Вечное Царствие Света. (30)
Ведь даже Земля не для тех, кто без жертвы.
А что говорить о мирах после смерти? (31)
И множество жертв из Святого Завета
Свершают народы пред Ликами Света.
Пойми, все они от природы деянья,
И, ведая так, будь свободным в Сознанье. (32)
Но жертва, свершённая в знаньях сакральных,
Важнее чем жертва богатств матерьяльных.
Ведь жертвы во всех совершённых деяньях
Находят своё завершение в знаньях. (33)
Постигни его, вопрошая с почтеньем,
Смиренно исполнив для гуру служенье.
И знаньем тебя наделят мудрецы, –
Узревшие Бога святые отцы. (34)
Сын Панду, познав, ты достигнешь прозренья,
И снова уже не впадёшь в заблужденье.
Узрев, что все твари в Тебе и во Мне,
Не сможешь опять затеряться во тьме. (35)
И если ты был даже худшим из всех –
Злодеем, кто в жизни творил только грех,
Взойдя на корабль превосходного знанья,
Ты пересечёшь океаны страданья. (36)
Ведь даже промокшие сильно дрова
В печи раскалённой сгорают дотла.
И так же огонь превосходного знанья
Сжигает дотла все дурные деянья. (37)
И нет на Земле ничего, что бы было
Так чисто, как знанья духовного сила.
И если кто в Йоге удачу стяжает,
Затем он и мудрость в себе обретает. (38)
С великою верой в пречистое знанье
Все чувства свои приведёт в обузданье.
И, вспенив то знанье духовной волной,
Он скоро вливается в Высший Покой. (39)
А те, кто не верят, и знать не желают,
С сомненьями в сердце всю жизнь прозябают.
И нет для души, усомнившейся в Том,
Покоя и счастья ни здесь, ни потом. (40)
Мудрец же, отрекшись от плода деянья,
Срубает сомненья мечом осознанья.
И если посыпят плоды даже лавой,
Не будет взволнован ни златом, ни славой. (41)
Итак, все блужданья, рождённые в сердце,
Рази светом знанья, о сын Громовержца!
Отбросив сомненья, за Йогу держись,
И, духом воспрянув, к познаньям стремись». (42)
ОМ ТАТ САТ
Так в благовестиях Священной Песни Бога,
Учении о Брахмане и Писании Йоги,
Беседе Святых Владык Кришны и Арджуны,
Гласит четвёртая глава, именуемая
«Йога знания, деяния и отречения».
© Эске Яр (Алексей Михеев) 2022
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
Присоединяйтесь к нашим группам, чтобы получать актуальную информацию о ближайших мероприятиях!